Категория: Израиль. Новости.

По старой изреэльской колее

24.06.2015

Уже в будущем году Хайфа должна быть соединена железнодорожной линией, прокладываемой через Изреэльскую долину, с небольшим городом Бейт-Шеан, лежащим в Иорданской низменности. Проект обойдется государству почти в миллиард долларов, но после его реализации Израиль с запада на восток можно будет пересечь всего за 50 минут.

Мало кто знает, что первая железнодорожная линия, пересекающая плодородную Изреэльскую долину, была проложена турками в 1902–1905 годах. Она представляла собой небольшое ответвление от знаменитой Хиджазской железной дороги, соединявшей Дамаск со священным для мусульман городом Медина (согласно планам, дорога должна была дойти и до Мекки, но Первая мировая война и последовавшее за ней крушение Османской империи помешали завершить прокладку). Эта короткая ветка эксплуатировалась вплоть до середины XX века, после чего, утратив рентабельность, была разобрана.


Про ту, прежнюю узкоколейку, по которой, неспешно пыхтя, двигался паровоз, таща за собой несколько вагонов, рассказывали разные истории. Например, будто бы некоторые особенно романтичные пассажиры спрыгивали на ходу с поезда, собирали букет цветов для своей дамы, а затем догоняли состав и запрыгивали обратно. Правда это или нет, сказать трудно, но то, что высокой скоростью движения этот поезд не отличался, известно доподлинно. Кроме того, в качестве топлива паровоз использовал дрова, и в начале прошлого столетия от и без того не слишком богатой растительности в тех краях почти ничего не осталось. В итоге заправлять поезда стало нечем, и к началу Первой мировой войны рейсы на этой дороге осуществлялись лишь изредка.

Поэтому, когда летчикам союзной туркам германской армии, занесенным службой на авиабазу, расположенную посреди Изреэльской долины, хотелось провести приятный вечер в Хайфе, им приходилось изобретать самые невероятные средства передвижения.Поначалу соорудили небольшой открытый вагон, на который установили мачту и натянули парус. Могучие ветра, дувшие с востока, несли легкую платформу по рельсам прямо в Хайфу. Немецкие летчики, ездившие в Хайфу в том числе попариться в бане, прозвали это сооружение «Финикийским банным экспрессом». Правда, ветер всегда дул лишь в одну сторону, а потому нагулявшиеся в Хайфе летчики не могли тем же путем вернуться к себе на базу.

По просьбе неугомонных летчиков главный инженер Османских железнодорожных линий, выходец из Белостока Барух Катинка, приладил к вагону авиационный двигатель от поломанного «Даймлера». С грохотом и свистом несся по рельсам самолето-вагон, разгоняясь до бешеной по тем временам скорости 100 километров в час. И, наверное, казалось сидящим сверху на скамеечках пилотам, что вот-вот оторвется он от земли и взлетит ввысь.

Пропеллеру с мотором ветер не требовался, но вращаться он мог лишь в одну сторону. А значит, ездил вагон только в одном направлении. Чтобы отправить его в обратный путь, необходимо было поднять всю конструкцию с рельсов и развернуть в обратную сторону.Но ничто не могло удержать немецких пилотов, разрывающихся между прелестями Хайфы и военным долгом. Они соорудили в депо и приспособили спецустройство, способное поднять вагон, развернуть и опустить снова.И тут помог добрый Барух Катинка – он усовершенствовал свою авиа-железнодорожную конструкцию таким образом, что поворачивать нужно было не весь вагон, а лишь мотор, прикрепленный к вращающейся подставке.

Вот так коротали свои дни вдали от фатерлянда бравые немецкие летчики, пока войска британского генерала Алленби не выбили их вместе с турками за пределы Палестины, а заодно и всего Ближнего Востока. Тогда, кстати, и был установлен рекорд скорости движения по узкоколейной дороге в Изреэльской долине. Официально его никто не фиксировал, но, возможно, для того времени это был рекорд скорости на железной дороге глобального значения! Установили его солдаты сражавшегося в составе британских войск Еврейского легиона. Они закончили свои дела в Дженине и обнаружили, что начальство, по рассеянности или в силу каких-то других причин, забыло прислать за ними машины, которые должны были забрать их обратно в Хайфу. И сидели они под палящим солнцем, забытые, голодные и рассерженные, представляя, как приятно могли бы проводить это время в Хайфе. Но это были бы не еврейские солдаты, если бы они не придумали какое-нибудь решение.

Кто-то из них заметил, что от Дженина до Хайфы идет ровный пологий спуск, поэтому даже без паровоза вагон сможет доехать до приморского города – стоит его лишь чуть подтолкнуть. Но не нашлось среди них прилежного гимназиста, догадавшегося прикинуть, до какой скорости они разгонятся к концу своего пути. На заброшенной железнодорожной станции бойцы обнаружили два старых вагона, соединили их с помощью досок и, поднатужившись, поставили на рельсы, погрузились в вагоны и отправились в путь. Поначалу им даже пришлось немного подталкивать тяжелую конструкцию, но вскоре она разогналась и понеслась с такой скоростью, что ветер засвистел в ушах пассажиров, судорожно вцепившихся в борта. Тут-то и вышел на поверхность главный вопрос, достойный хелмских мудрецов: как же они будут в конце пути тормозить?

Но, видимо, на Небесах любят отважных экспериментаторов. Одно то, что безумный поезд домчал их до Хайфы, не перевернувшись, не сойдя с рельсов, – само по себе чудо. Но помогло божественное провидение и в вопросе торможения: в конце пути, на подъезде к Хайфе, дорога пошла в гору, состав сбавил скорость и затем остановился. Уже потом, отдышавшись и придя в себя, экспериментаторы подсчитали, что преодолели весь маршрут на скорости, превышающей 100 километров в час. Впоследствии на подобные опыты никто больше не отваживался, и при британском мандате, и после основания государства Израиль, вплоть до 1951 года там ходили обычные поезда. А через три годапосле окончания Войны за независимость израильские власти упразднили и разобрали утратившую свое значение и отсеченную от Дамаска, Деръа и Медины линию.

Возродится ли она уже в будущем году после более чем полувекового сна, обрадует ли вновь жителей страны, соединив восточный и западный края государства? Ожидается, что современный локомотив помчится со скоростью 160 км/ч и даже с учетом многочисленных остановок сумеет преодолеть 60 километров маршрута всего за 50 минут. Что ж, поживем – увидим.

Александр Непомнящий     http://www.jewish.ru/history/facts/2015/06/news994329648.ph

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Цви Искос
Цви Искос
сейчас на сайте
Родился: 20 Октября
Читателей: 542 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
авиация айра анна роз антивирус антисемитизм армии арт археология архитектура биография благотворительность боди-арт видео вино вирус война вопрос воспитание всякое вулкан выборы выражения вышивка гаджеты география госование грамотность дата даты девушки деликатесы демография деньги детство диета дизайн домашние любимцы евреи еда животный мир жизнь заблуждения замок заставляет задуматься звери здоровье игил игра игрушка игрушки изобретение изобретения израиль иллюзия интервью интересное интернет искусство ислам истории история история философия казус камчатка кино китай книга компьютер коньяк корупция котики кофе кулинария культура курьезы легенда лето лисы литература люди мама марка маркетинг математика машины мебель медицина миграция мир природы митинг мнеие мнение мода мое монастырь мотоцикл мудрость музеи музей музыка мультфильм мысль народы наталия ярмольчук черновцы наука находчивость непал новости новость новый год образование общество оливье о любви оружие ответ отношение отношения памятник память парк пародия пауки песни пиво плакат плакаты планеты подделка поделки позитив полезности полемика политика полиция помогите почта поэзия предсказания природа притча птицы рабство размышления рассказ ребенок реклама религия репатриация ресторан ретинг рецепт рецепты розыгрыш романс россия русские русь сад сатира свадьба светская хроника свое селфи семья сказка скульптор скульптура слово сми совет советы спорт ссср ссылка сталин статья стихи театр телевидение теракт тест традиции трактовка транспорт туризм тюрьма уголки нашей планеты украина украшения учеба фарфор филателия фильм фильмы финансы флешмоб фото фразы хоби храм храмы художник художники цветы цитаты человек шоу бизнес экология экономика эксперимент экстрим эстер сегаль этикет юбилей юлия сегаль юмор языки
все 617 Мои друзья
Я в клубах
Поделюсь радостью - или новости Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Любители книг Пользователь клуба
цитаты? мысли? любовь? Пользователь клуба
css дизайны от naruto_kun Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Великие Философы Пользователь клуба
CSS и Html : Учимся вместе. Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Всё для блога и т.д. Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба
Психология для души © Пользователь клуба