Категория: Израиль. Новости.

Шолом-Алейхем и царь Соломон

 

19.07.2015 08:48 Автор: Юрий Векслер Фото: Проект Викимедиа 

Главную премию Одесского кинофестиваля получила лента «Песнь песней». Второй «Золотой Дюк» был вручен режиссеру этого фильма Еве Нейман за лучший фильм фестиваля.

Получившая кинематографическое образование в Германии и снимающая свои картины на Украине, Ева Нейман после документалистики сделала две картины по прозе Фридриха Горенштейна, получившие несколько наград на фестивалях, а в новой картине обратилась к Шолом-Алейхему, классику литературы на идиш.

Экранизаций произведений Шолом-Aлейхема немного, первой был фильм Алексея Грановского «Еврeйское счaстье» — немой фильм, снятый в СССР в 1925 году с Соломоном Михоэлсом в главной роли.


 

И вот «Песнь песней» Евы Нейман.

Сюжет прост. Мальчик и девочка: фантазер, верящий в свою силу волшебника Шимек и внимающая ему совсем земная Бузя. Выросший Шимек уезжает в город учиться и начинать свою самостоятельную жизнь, а когда приезжает навестить родителей, то застает Бузю накануне свадьбы, помешать которой он не в силах.


 

Юрий Векслер: Воплощая на экране описанный Шолом-Алейхемом замкнутый мир еврейского местечка, снимали ли вы свой фильм о евреях или о людях вообще?

Ева Нейман: Шолом-Алейхем описывал замкнутое еврейское местечко, но речь же у него не только об этом… Если бы исключительно об этом, то и читали бы его только в замкнутом еврейском мирке. А Шолом-Алейхема люди читают во всем мире и узнают в его героях своих родственников совершенно независимо от национальности. И что это вообще значит «фильм о евреях»? Ну так случилось, что Шолом-Алейхем — мой любимый писатель. Oдин из на самом деле немногих моих любимых писателей, и он, да, писал о евреях. Ну и хорошо… (смеется). Да, это мне очень близко на самом деле. Но я же не взяла какого-то другого писателя, который писал о евреях, про еврейское местечко… «Песнь песней» Шолом-Алейхема произвела на меня впечатление драгоценности, в которой простота и хрупкость являются мощью…

Юрий Векслер: Ева, вы сделали свою третью художественную полнометражную картину. Приxодит ли опыт? Есть ли у вас понимание, что теперь у вас больше опыта, чем картину или две картины назад?

Ева Нейман: Да, опыт приходит, безусловно. Просто опыт — это не такая вещь, чтобы обязательно был позитив. В любом опыте, как и вообще в любой вещи, есть свои плюсы и свои минусы…

Юрий Векслер: С чем стало легче?

Ева Нейман: Нет, легче не стало, хотя я должна признаться, что работа над этим фильмом меня делала счастливой. То есть легко мне не было, но мне было очень хорошо: у меня была прекрасная группа… И это тоже опыт. Это группа, с которой я работаю уже не в первый раз, а во второй с половиной. Мы уже как бы знаем друг друга… И нам было очень комфортно и приятно друг с другом работать. А мой первый опыт — опыт работы на моей дебютной картине? Ну это был безумный кошмар, это был ужас. Это был ужас по разным причинам, и в том числе по причине моей неопытности в работе с людьми… Вот теперь этот опыт работы с людьми понемногу приходит, но он приносит в отношениях не только плюсы, но и минусы.

Юрий Векслер: У вас складывается или уже сложилась своя труппа, актеры переходили у вас из фильма в фильм, среди них есть известные профессионалы, и вы, видимо, с ними как-то и по-человечески сблизились, с Мариной Полицеймако или с Альбертом Филозовым, например. Но у вас снимаются и актеры-любители…

Ева Нейман: Конечно, в моих фильмах много актеров-любителей. Но скажу сначала о Марине Витальевне Полицеймако. Это мой большой друг. Она человек, которым я всегда буду восхищаться — ею самой и ее искусством. Это для меня невиданная мощь. Я каждый раз, когда я рядом с ней, я все надеюсь (я прямо молюсь на это знакомство) и все хочу, чтобы от нее что-то «полиняло» на меня. Это актриса (и вообще художник), у которой есть бесконечно чему учиться, чем восхищаться, и она непостижима. И она стала моим большим другом.

Юрий Векслер: А актеры-любители — они, видимо, где-то еще работают на других работах? Они снимаются только у вас?

Ева Нейман: Да, мои неактеры работают, естественно, на других работах. Есть среди них такие, которые снимаются только у меня, но не потому, что так хотят. Они хотели бы сниматься и еще у кого-нибудь другого, но пока не случилось. Но я надеюсь, случится. Например, Арина Постолова, которая играет у меня взрослую Бузю. Это не актриса, но я работаю с ней уже в третьей картине, и я можно сказать в нее творчески по-хорошему влюблена. Она очень хочет сниматься, и я ей желаю удачи и очень надеюсь, что ее оценят так же, как оценила ее я.

Юрий Векслер: У вас есть десять очень любимых вами кинокартин, созданных другими режиссерами?

Ева Нейман: Ну, конечно, есть. Но на самом деле это величины изменяющиеся. Десять лет назад я назвала бы совсем другие картины, чем сегодня. Или, может быть, те же, но в другой последовательности. Мне легче назвать режиссеров, которые являются для меня, нет, не камертоном, но это, грубо говоря, высшая лига в моем представлении. Из русских — Тарковский. Дaлее Карл-Tеодор Драйер. Феллини очень люблю. Чарли Чаплин. И моя не меняющаяся страсть — это японские режиссеры. Я не устаю от них никогда, и они всегда для меня абсолютный приоритет. Это настоящая страсть. Это Куросава, Кобаяси, Одзу. Вот это для меня абсолют. Я люблю и Бунюэля. Отношение к его картинам у меня меняется во времени, но он из моей «высшей лиги» никогда не выходит. Кто еще? Бергман. Ну Бергман снимал просто очень-очень много, поэтому не все его произведения у меня в любимых. Это, собственно, и с другими режиссерами так. Но тем не менее это моя абсолютная страсть и приоритет — те, кого я назвала. Есть, конечно же, и замечательные американские режиссеры. Кубрик, например. Но я его никогда не назову, потому что это от меня далеко. Но я все равно смотрю его фильмы, как завороженная, и тем не менее это не мое кино. А вот японцы!.. Казалось бы, что мне у них может быть близко? Но они меня просто околдовывают. Я не прекращаю смотреть их фильмы вот уже 20 лет. А некоторые картины смотрю часто, регулярно… А когда долго не пересматриваю, то у меня возникает ощущение, как будто атмосфера разряжается… А какие у японцев актеры! Какое чувство формы! Меня интересовало в «Песне песней» Шолом-Алейхема в первую очередь не еврейство и даже не сюжет. Там ведь даже и не сюжет, а скорее намек на него. И он, сюжет, очень прост: это юношеская любовь, которая не сложилась, или, точнее, не привела к свадьбе. Ну не это же меня бесконечно вдохновляло на тяжелую работу над фильмом! А красота произведения Шолом-Алейхема и его впечатление от «Песни песней» царя Соломона, которую он читал с детства, которую он полюбил, которая была им абсолютно впитана и переплетена с его жизнью. И красоту этого произведения он никогда не забывал. И это для меня абсолютная драгоценность: вот эта красота, созданная двумя художниками — Шолом-Алейхемом и царем Соломоном. Вот это и было для меня тем, к чему я хотела прикоснуться. Понимаете? Не еврейское бытописание. И не несчастная любовь. Ну это тоже есть, конечно. Но только в контексте. Это Шолом-Алейхем сделал так, чтобы я этим не просто заинтересовалась, а полюбила. В этом убедительная сила его искусства.

 Автор: Юрий Векслер

внештатный корреспондент РС в Германии (Берлин) с 2003 года.www.9tv.co.il/news/2015/07/19/209096.html

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Цви Искос
Цви Искос
сейчас на сайте
Родился: 20 Октября
Читателей: 551 Опыт: 0 Карма: 0
Теги
авиация айра анна роз антивирус антисемитизм армии арт археология архитектура биография благотворительность боди-арт видео вино вирус война вопрос воспитание всякое вулкан выборы выражения вышивка гаджеты география госование грамотность дата даты девушки деликатесы демография деньги детство диета дизайн домашние любимцы евреи еда животный мир жизнь заблуждения замок заставляет задуматься звери здоровье игил игра игрушка игрушки изобретение изобретения израиль иллюзия интервью интересное интернет искусство ислам истории история история философия казус камчатка кино китай книга компьютер коньяк корупция котики кофе кулинария культура курьезы легенда лето лисы литература люди мама марка маркетинг математика машины мебель медицина миграция мир природы митинг мнеие мнение мода мое монастырь мотоцикл мудрость музеи музей музыка мультфильм мысль народы наталия ярмольчук черновцы наука находчивость непал новости новость новый год образование общество оливье о любви оружие ответ отношение отношения памятник память парк пародия пауки песни пиво плакат плакаты планеты подделка поделки позитив полезности полемика политика полиция помогите почта поэзия предсказания природа притча птицы рабство размышления рассказ ребенок реклама религия репатриация ресторан ретинг рецепт рецепты розыгрыш романс россия русские русь сад сатира свадьба светская хроника свое селфи семья сказка скульптор скульптура слово сми совет советы спорт ссср ссылка сталин статья стихи театр телевидение теракт тест традиции трактовка транспорт туризм тюрьма уголки нашей планеты украина украшения учеба фарфор филателия фильм фильмы финансы флешмоб фото фразы хоби храм храмы художник художники цветы цитаты человек шоу бизнес экология экономика эксперимент экстрим эстер сегаль этикет юбилей юлия сегаль юмор языки
все 630 Мои друзья
Я в клубах
Поделюсь радостью - или новости Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Любители книг Пользователь клуба
цитаты? мысли? любовь? Пользователь клуба
css дизайны от naruto_kun Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Великие Философы Пользователь клуба
CSS и Html : Учимся вместе. Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Всё для блога и т.д. Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба
Психология для души © Пользователь клуба