Категория: Израиль. Новости.

Вавилонская Башня: распад империи

Пинхас Полонский

История Вавилонской башни всем хорошо известна, но обычно она понимается неправильно. Мы привыкли думать, что до Вавилонской башни не было разных языков и народов, но оказывается, что человечество разделилось на разные народы и разные языки после Потопа, еще до Вавилонской башни (Быт. 10:5).  Если так, то что же означает «смешение языков»? 

Да и люди того поколения вовсе не предполагали, что башня может достичь неба, их цель была совершенно другой. И смысл этой истории оказывается весьма созвучным нашим нынешним проблемам. 

Ниже приведена еще одна глава из книги «Библейская Динамика» – нового комментария к Торе, созданием  которого я занимаюсь в течение нескольких последних лет. Комментарий основан на идеях  р. Йеhуды-Леона Ашкенази-Маниту, одного из крупнейших каббалистов прошедшего поколения, и р. Ури Шерки, его ученика и последователя. К настоящему времени вышли 6 томов (к книгам Бытие и Исход). Книги были изданы в Израиле, Америке, Москве и Киеве. Их можно приобрести на сайте ejwiki-books.com/ (или послав запрос по мейлу ppolonsky@gmail.com) Подробное оглавление см. здесь .


 

Как распадается империя

(Быт. 11:1) И был на всей земле один язык и слова немногие.

(2) И случилось: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар, и поселились там.

(3) И сказали друг другу: давайте наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины.

(4) И сказали они: давайте построим себе город и башню главою до неба, и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли.

(5) И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

(6) И сказал Господь: ведь народ один и язык один у всех; и такое стали они делать; а теперь не будет для них недостижимым все, что они задумают сделать?

(7) Сойдем же и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга.

(8) И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

(9) Поэтому наречено ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по лицу всей земли.

И был на всей земле один язык и слова немногие: Ранее Тора уже сообщила нам, что народы разделились сразу после Потопа, и у каждого был свой язык. После Потопа – значит еще до строительства Вавилонской башни. Как же это согласуется с упомянутым здесь одном языке для всех? Дело в том, что речь идет о разных «языках».

В иврите есть два слова для обозначения понятия «язык»: лашон, означающее также «язык во рту» (как и в русском), и сафа, означающее также «губы». В 10-й главе, в «расселились по своим языкам», употребляется лашон, а в 11-й главе, где «был на всей земле один язык», используется сафа.

Язык находится внутри тела, а губы снаружи. И эти два вида языка совсем не идентичны. Лашон, язык для «внутреннего использования» – система понятий для описания действительности – нужен, чтобы формулировать  модели окружающего мира и разбираться с ними. Такой внутренний язык, описывающий происходящее в понятиях собственной культуры,  был особым у каждого из народов.

А кроме того, был на земле единый «внешний» коммуникационный язык, сафа, с помощью которого народы общались между собой. В результате истории Вавилонской башни именно этот язык общения отпал, народы остались каждый со своей картиной мира и разошлись по разным странам.

И слова немногие: Наличие общего коммуникационного языка (в дополнение к отдельным, самобытным языкам разных народов и культур) совсем не плохо, — плоха, однако, его бедность: «слова немногие». Из-за этой бедности и примитивности общего языка на нем невозможно было построить ничего, кроме жесткой вертикали власти и простой командной структуры. На нем нельзя выражать тонкие мысли, нельзя рассказать о глубине культуры и наладить настоящее взаимопонимание между народами – он служит только языком управления. Т.е. это средство коммуникации было настолько извращено людьми, что не имело права на дальнейшее существование.

И сказали друг другу: давайте наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины: Казалось бы: крупнейшая технологическая революция, дающая однородные кирпичи (вместо разнородных камней), что вместе с новым связующим элементом (смола гораздо крепче глины) дает возможность цивилизационного прорыва. Однако новые достижения были неправильно использованы.

И сказали они: давайте построим себе город и башню главою до неба, и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли: Цель строительства Башни явно указана: не допустить разделения человечества. Т.Е цель была совсем не в том, чтобы Башня достигала неба — это было лишь средством, а целью было удержать всех под своейй властью. После ухода Ассирии (Быт. 10:11), чей пример может оказаться заразительным, Нимрод хочет укрепить свое царство, не дать другим уйти из него. Для этого ему нужно найти или создать объединяющую имперскую идею, «сделать себе имя». Такой идеей стало строительство великого «города и башни главою до неба» – т.е. проект, вовлекающий в общую задачу всех, и этим удерживающий всех вместе.

Башню главою до неба: Цель должна быть недостижима, как, например, было «строительство коммунизма советским народом». Только такие вечные несбыточные прожекты могут постоянно поддерживать необходимую интенсивность и обеспечить всеобщую вовлеченность в процесс. Пленить же людей великой недостижимой целью часто гораздо проще, чем направить на решение реальных практических задач.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие: Это «схождение» может пониматься не только как «Божественный суд», но также и как «Божественное Откровение» (подобно «И сошел Господь на гору Синай» %3B" target="_blank">– Исход 19:20), — то есть явление людям более высокого духовного уровня, чем тот, который присущ модели «одного языка с немногими словами».

Таким образом, именно Божественное Откровение и привело к взаимонепониманию, отказу от примитивного общекомандного языка и прекращению строительства Башни. На такой подход, понимающий сошествие Бога как милость (Откровение), а не как суд, указывает использование во всем этом отрывке Божественного Имени Тетраграмматон («Господь»), традиционно говорящего о милости, а не Имени Элоhим («Бог»), связанного со строгостью и судом.

И сказал Господь: ведь народ один: выше (10:32 и ранее, в описаии разделения народов после Потопа, до истории вавилоноской Башни) для обозначения понятия «народ» используется слово гой, народ в этнически-родовом смысле, здесь же употреблено ам, народ в политически-государственном смысле. Человечество на данный момент представляет из себя уже много сложившихся этносов, объединенное в одно Вавилонское царство. Когда это политическое единство разрушается, этносы расходятся по своим странам.

И язык один у всех, и такое стали они делать: Имея общий канал коммуникации, они стали использовать его неправильно.

А теперь не будет для них недостижимым все, что они задумают сделать: Недостижимым будет вовсе не «Башня главою до неба»: достигнуть неба, конечно, невозможно, и древние были в этом не глупее нас. Но ведь Башня была не целью, а лишь средством в реализации замысла. Целью же было «не рассеяться по лицу всей земли», остаться под единой Вавилонской властью – что при бесконечном строительстве Башни было вполне реализуемо.

Однако такая всепоглощающая идея полностью блокирует продвижение и развитие общества. А ведь именно в развитии, а вовсе не в единстве состоит задача, поставленная Богом перед человечеством. Для развития же различные народы должны быть независимы и конкурировать между собой, а  не осуществлять один общий проект. И поэтому Бог смешивает их языки и разводит в разные стороны.

Инструментом смешения языков становится Божественное Откровение. Откровение разрушает единство, потому что единство это весьма примитивно и общий коммуникат слишком беден: он сводится к небольшому набору команд. Огромный разрыв между богатством внутреннего языка и бедностью коммуниката ведет к невозможности объясняться на общем скудном языке в условиях Откровения и вызванного им духовного прорыва.

Выразить свои новые сложные чувства и впечатления при Божественном проявлении человек может только на том самом лашон, который у каждого народа свой – богатый, но не понятный другому. Общего языка не хватает для описания реальности, в которой раскрывается Бог. Каждый народ чувствует свою, разную часть этой раскрывшейся Божественности – и эта часть становится для него более ценной, чем тот квази-общий язык, которому раньше придавалось значение.

Чтобы они не понимали речи друг друга: Возможно, что общий язык не пропал и они продолжали понимать слова – но не могли прийти к истинному взаимопониманию. Достигнутый отдельными культурами уровень понимания стал настолько превышать способность ограниченного общего языка его выразить, что объясниться друг с другом стало практически невозможно. Это и разделило их окончательно.

Оттуда рассеял их Господь по лицу всей земли: Это рассеяние было не наказанием, но позитивным продвижением, которое заложило основы дальнейшего развития и прогресса человечества.

cursorinfo.co.il/blogs/Polonsky/vavilonskaya-bashnya--raspad-imperii/

Обсудить у себя 3
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Цви Искос
Цви Искос
сейчас на сайте
Родился: 20 Октября
Читателей: 551 Опыт: 0 Карма: 0
Теги
авиация айра анна роз антивирус антисемитизм армии арт археология архитектура биография благотворительность боди-арт видео вино вирус война вопрос воспитание всякое вулкан выборы выражения вышивка гаджеты география госование грамотность дата даты девушки деликатесы демография деньги детство диета дизайн домашние любимцы евреи еда животный мир жизнь заблуждения замок заставляет задуматься звери здоровье игил игра игрушка игрушки изобретение изобретения израиль иллюзия интервью интересное интернет искусство ислам истории история история философия казус камчатка кино китай книга компьютер коньяк корупция котики кофе кулинария культура курьезы легенда лето лисы литература люди мама марка маркетинг математика машины мебель медицина миграция мир природы митинг мнеие мнение мода мое монастырь мотоцикл мудрость музеи музей музыка мультфильм мысль народы наталия ярмольчук черновцы наука находчивость непал новости новость новый год образование общество оливье о любви оружие ответ отношение отношения памятник память парк пародия пауки песни пиво плакат плакаты планеты подделка поделки позитив полезности полемика политика полиция помогите почта поэзия предсказания природа притча птицы рабство размышления рассказ ребенок реклама религия репатриация ресторан ретинг рецепт рецепты розыгрыш романс россия русские русь сад сатира свадьба светская хроника свое селфи семья сказка скульптор скульптура слово сми совет советы спорт ссср ссылка сталин статья стихи театр телевидение теракт тест традиции трактовка транспорт туризм тюрьма уголки нашей планеты украина украшения учеба фарфор филателия фильм фильмы финансы флешмоб фото фразы хоби храм храмы художник художники цветы цитаты человек шоу бизнес экология экономика эксперимент экстрим эстер сегаль этикет юбилей юлия сегаль юмор языки
все 630 Мои друзья
Я в клубах
Поделюсь радостью - или новости Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Любители книг Пользователь клуба
цитаты? мысли? любовь? Пользователь клуба
css дизайны от naruto_kun Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Великие Философы Пользователь клуба
CSS и Html : Учимся вместе. Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Всё для блога и т.д. Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба
Психология для души © Пользователь клуба