Категория: Израиль. Новости.

Запад, евреи и мусульманский восток

Зелик Пинхасик

Еще во времена английского поэта Киплинга было распространенно мнение, что Запад и Восток столь различны, что ни о никакой гармонии в их взаимоотношениях не может идти речь. В современном мультикультурном мире активно ведутся поиски пути, ведущего к достижению этой гармонии. Но как до сих пор не изобрели вечный двигатель, так и не нашли вышеозначенный путь. Ну и конечно же, евреи. Куда их поместить в этом дихотомическом мире? 

И тут как-то они не смотрятся, и там явно не их место. Никак их не приспособить к современной научной картине мире. Наверное, опять высшие силы вмешались.

Появление западной цивилизации, по мнению выдающегося философа 20 века Карла Ясперса, было чисто случайным событием. До этого мир жил в рамках модели закрытых (несвободных) обществ, построенных по жесткому вертикальному принципу. Социальная мутация произошла в Древней Греции.


Береговая линия Эллады сильно изрезана, природа наградила ее множеством удобных бухт. Природно — географические особенности благоприятствовали морской торговли. Именно торговля стала основой экономического процветания древних греков. Торговлей занимались и в других регионах, но только здесь она впервые становится ведущей сферой хозяйствования.

Торговля стимулирует развитие горизонтальных связей «продавец-клиент». Реализация подобных связей требует полного обладания своими богатствами и возможностью самостоятельно ими распоряжаться, т.е. института частной собственности. Взаимодействие двух агентов, продавца и клиента, зачастую связано с конфликтом интересов, поэтому нуждается в третьем агенте — независимом судье.

Усиление горизонтальных связей приводит к созданию самоорганизующихся сообществ и государства, не посягающего на права своих граждан, а главное, на их частную собственность. Но это в идеале.  В реальности западный мир идет извилистым путем с нередкими откатами назад к этому желаемому состоянию. Тем не менее в античную эпоху пути Запада и Востока расходятся. Казалось бы, общество, не подчиненное единой государственной воле, обречено на поражение в борьбе с восточными деспотиями. Но случается чудо: огромная шестисот тысячная армия персов терпит поражение от союза городов-полисов, от практически раздробленной на части Эллады. Более того, во времена Александра Македонского греки наносят Востоку чувствительный наступательный удар.

Греки создают основы духовной культуры новой цивилизации. Римляне, принимая эстафету от греков, сосредотачивают свои усилия на созидании государственной машины, отвечающей требованиям новых социальных институтов, и становятся безраздельными властителями лучшей части мира.

На закате античной эпохи происходит событие, не сразу понятое современниками: греческая философская рациональность была оплодотворена верой, пришедшей с востока. Христианство, эта модификация еврейской религии (или как ее называл Бердяев «религия еврейского типа»), постепенно завоевывает Запад и духовная основа западной цивилизации получает свое завершение.

Западное христианство сдерживало амбиции земных владык, заявляя, что над ними есть высшая духовная сила. Католическая церковь, выходя за рамки государственных образований, даже в темные века сохраняла сегмент свободы от всевластия государства, создавая предпосылки для формирования гражданского общества. Своими постановлениями о порядке наследования оно создало условия накопления капиталов, использованных затем для научно-промышленного рывка Европы.

Религиозная реформация стряхнула многолетние напластования  церковников и разбудила интерес к оригинальным текстам Святого Писания. Она подготовила сознание европейцев к новым условиям буржуазного рынка. В настоящее время некоторые протестантские движения являются даже большими лоббистами интересов Государства Израиль, чем ряд еврейских организаций. А в рамках католической церкви идет переоценка роли Ветхого Завета.

 Но если в Европе становление современного общества произошло благодаря случайной мутации социальных структур и последовавших затем, с упором на эти объективные обстоятельства, реформам Салона, то у евреев, как всегда, все происходило по-своему. Источник модификаций еврейских сообществ лежал в сфере их духовного поиска.

Именно монотеистический взгляд на мир сделал их отличными от доминирующей в свое время восточной цивилизации. Не фараон или другой властитель превращался в бога и безраздельно властвовал над своим народом, был источником права, одаривал и забирал богатства у своих подданных — всемогущий еврейский Бог уравнял всех перед своим священным Законом.

Власть Закона, которой должен был подчиняться в том числе и царь, — вот основа социальной организации евреев. Не даром первыми руководителями страны были судьи. Евреи любили судиться, бывало, они вызывали на суд даже Бога. Недаром Иона требует у Всевышнего справедливого суда над собой. Воля еврейского царя всегда ограничена Законом. Даже сам Давид не может просто так отобрать жену у своего подданного. Независимая судебная система позволила укрепиться институту частной собственности, хотя общинные интересы всегда играли немаловажную роль.

Жизнь евреев в диаспоре и введенные против них ограничения вынудили их сосредоточиться на торговле и денежном обращении, а это способствовало развитию горизонтальных связей, самоуправление общин внедряло в жизнь демократические принципы. Евреи всегда ценили образование и проводили знак равенства между образованностью и материальным богатством. Благодаря этому имели высокий потенциал конкурентоспособности и осваивали наиболее передовые и перспективные виды деятельности.

Создав государство Израиль, евреи, несомненно, создали современное общество, родственное западной цивилизации, имеющее, конечно, свои проблемы, но и свои перспективы. Израильское общество — это молодое общество. В своем подходе к миру оно пользуется как рациональными способами его освоения, так и иррациональными ( эмоциональными ), как терпимостью, так и волей к принятию решений, как светскостью, так и религиозностью. Оно способно влить новую кровь в показывающую признаки одряхления и нерешительности Западную цивилизацию.

Мусульманский Восток, напротив, сохранил основные черты предшествующей традиционной цивилизации. Как пишет известный исследователь ислама Бернард Луис, для мусульман «ислам — не просто система верований и богопочитания, не просто одна из сторон жизни, отличная от прочих, которыми ведают светские власти, проводящие в жизнь светские законы, а скорее жизнь во всей ее полноте, и предписания ислама обнимают гражданские и уголовные установления, и даже то, что мы назвали бы конституционным правом.»… «Мухаммаду никто не запрещал, как Моисею, вступить в Землю Обетованную; тем более не испытал он, подобно Иисусу, мученической смерти.

Последователям его не пришлось столетиями бороться за свою веру, оставаясь объявленным вне закона и преследуемым меньшинством под игом враждебной власти. Мухаммад при жизни стал суверенным правителем. Он лично основал первое исламское государство и управлял им вместе со своими сподвижниками. Духовная миссия Мухаммада закончилась с его смертью, но религиозное и политическое дело пророка продолжили его преемники, халифы. Под их властью мусульмане шли от победы к победе, от триумфа к триумфу, создав менее чем за столетие огромное царство, простершееся от границ Индии и Китая до Пиренеев и Атлантики, и управляя миллионами новых подданных, «многие из которых охотно восприняли новую веру и учение.

Исламская священная история, можно даже сказать, история спасения и вечного блаженства, о которой повествуется в Коране и традиционных жизнеописаниях Пророка и его сподвижников, и полусвященная ранняя история исламского халифата, составляющая ядро памяти и самосознания всех мусульман планеты, говорят о быстром и непрерывном движении вперед, подминающем вождей ложных и подчиненных религий и прокладывающем путь будущему торжеству мусульманской веры и мусульманского оружия, донесению Слова Божьего до всего человечества и распространению на весь мир Божеских законов.» (Бернард  Луис. «Ислам и Запад»). Из этой цитаты можно сделать несколько выводов. 

Мусульманское общество управляется по жестко вертикальному принципу. Понятия святости частной собственности в западном смысле этого слова нет. Благополучие зависит от того, какое место в вертикальной иерархии занимает человек. Ценность личных прав ничтожна. Индивидуальная инициатива не поощряется. Несвобода воспринимается как естественное состояние. Выдающийся британский историк Гиббон писал, что придворный восточного властителя, после очередной аудиенции каждый раз ощупывает, на месте ли его голова. Но у него и мысли не возникает возмутиться. Такое положение дел для него естественно, как и любое явление природы.

Историческая память мусульман сохранила не демократические ценности и стремление к личной свободе, а вот это победоносное шествие ислама и подчинение ему всех и каждого. Причем ислам понимается не только как религия, а  как тотальная целостность, охватывающая жизнь целиком ( и сферу государства, и сферу личности ), не терпящую около себя ничего иного. Поэтому мусульмане в Европе и США должны бороться с окружающей реальностью, чтобы перестроить ее по надлежащему образцу. Поэтому они должны бороться с Израилем, чтобы Ближний Восток был только мусульманским.

Некоторые западные теоретики и политики призывают к реформации Ислама. Они только не замечают, что в настоящее время мы являемся свидетелями именно его реформации. Но, в отличии от христианской реформации в Западной  Европе, где возвращение к истокам означало очищение от негативных напластований церковников, мусульманская реформация означает возвращение к кровавым заветам Пророка, проповедовавшего насилие, абсолютную нетерпимость и экстремизм, улемы же в прошлые века пытались  модернизировать ислам, преобразовать абстрактные, нереальные требования Корана и хадисов в практичную форму. 

Однако, будем оптимистами как говорил наш мудрец, «пройдет и это».

 

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Цви Искос
Цви Искос
сейчас на сайте
Родился: 20 Октября
Читателей: 550 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
авиация айра анна роз антивирус антисемитизм армии арт археология архитектура биография благотворительность боди-арт видео вино вирус война вопрос воспитание всякое вулкан выборы выражения вышивка гаджеты география госование грамотность дата даты девушки деликатесы демография деньги детство диета дизайн домашние любимцы евреи еда животный мир жизнь заблуждения замок заставляет задуматься звери здоровье игил игра игрушка игрушки изобретение изобретения израиль иллюзия интервью интересное интернет искусство ислам истории история история философия казус камчатка кино китай книга компьютер коньяк корупция котики кофе кулинария культура курьезы легенда лето лисы литература люди мама марка маркетинг математика машины мебель медицина миграция мир природы митинг мнеие мнение мода мое монастырь мотоцикл мудрость музеи музей музыка мультфильм мысль народы наталия ярмольчук черновцы наука находчивость непал новости новость новый год образование общество оливье о любви оружие ответ отношение отношения памятник память парк пародия пауки песни пиво плакат плакаты планеты подделка поделки позитив полезности полемика политика полиция помогите почта поэзия предсказания природа притча птицы рабство размышления рассказ ребенок реклама религия репатриация ресторан ретинг рецепт рецепты розыгрыш романс россия русские русь сад сатира свадьба светская хроника свое селфи семья сказка скульптор скульптура слово сми совет советы спорт ссср ссылка сталин статья стихи театр телевидение теракт тест традиции трактовка транспорт туризм тюрьма уголки нашей планеты украина украшения учеба фарфор филателия фильм фильмы финансы флешмоб фото фразы хоби храм храмы художник художники цветы цитаты человек шоу бизнес экология экономика эксперимент экстрим эстер сегаль этикет юбилей юлия сегаль юмор языки
все 628 Мои друзья
Я в клубах
Поделюсь радостью - или новости Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Любители книг Пользователь клуба
цитаты? мысли? любовь? Пользователь клуба
css дизайны от naruto_kun Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Великие Философы Пользователь клуба
CSS и Html : Учимся вместе. Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Всё для блога и т.д. Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба
Психология для души © Пользователь клуба