В каких платьях наши бабушки встречали Победу

 

Наш обозреватель побывала в единственном в Москве ателье, которое шьет платья 40-х годов

9 мая я встретила в метро Володю Шарапова из фильма «Место встречи изменить нельзя». Та самая гимнастерка старого образца, военная выправка...

Бежала я за гостем из прошлого, бежала, чуть на эскалаторе не упала, все пыталась сфотографировать невесть откуда взявшегося фронтовика. А он, как настоящий фантом, никуда не торопясь, передвигался быстрее меня и растворился в пустом переходе.

Вернулась я на станцию, села в поезд, глядь — напротив девушка в ситцевом платье в цветочек и волосы заплетены косичками. Вроде бы ничего особенного, но в мозгу отчетливо возникло слово «примус» и появилось ощущение ирреальности происходящего.

Как будто сейчас не май 2015-го года, а шесть часов вечера после войны.


«МАШИНКА ВРЕМЕНИ»

Район, где располагается единственное в Москве ателье винтажной одежды, старинный и правильный: путаные тупички, тополиный пух и тихие трамваи. И само ателье называется правильно: «Машинка времени». Шьет — и переносит нас на десятки лет назад.

В подвальном помещении лежат шляпные коробки, платья на сотрудницах такие, что их хочется немедленно содрать и померять...

— Модистка, — представляется красивая женщина Юлия Черепнина, и я точно понимаю: попала по адресу.

Модистка Юлия Черепнина: женщину меняет шляпка!
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

ИСТОРИИ ОТ АТЕЛЬЕ

Недавно в «Машинку времени» пришла девушка-художник и попросила свадебное платье, как у Великой княжны Марии Романовой, показала известное фото. А на снимке начала века не видно ничего совсем! Так, размытый образ: что-то прозрачно-кружевное, воздушное, угадывается нитка стекляруса.

— Можем! — ответила «Машинка».

Платье «лепили» прямо на художнице; подходящей ткани не нашлось — ее собрали из узких полосок кружевной тесьмы: сострачивали их друг с другом… Получилась блоковская незнакомка, царевна Лебедь и Лорелея.

Замуж художница выходила, дыша духами и туманами.

— На самом деле я конструктор-дизайнер, — говорит Юлия, — у меня два профильных образования в области моды, я работала у крупных российских производителей одежды, но в современной отечественной модной индустрии разочаровалась. Почему? Невозможно конкурировать с Западом из-за отсутствия собственного «сырья». Как работает масс-маркет, вроде «Зары»? Проходит показ «Готье» — и «Зара» тут же, в две недели, отшивает то же самое из дешевых тканей: это называется фаст-фешн, быстрая мода, и это, возможно, потому что «Зара» шьется в Китае, где на одной улице — вся сырьевая цепочка: нитки, ткани и фурнитура. А как работаем мы? Коллекцию нарисовать. Ткани в том же Китае заказать. Ткани растоможить. И это занимает — год! Надо угадать, что через год будет на подиуме у Готье, и что люди захотят покупать!

В итоге у нас масса талантливых модельеров, но все они либо шьют для бомонда, как Ульяна Сергеенко (платье этого дизайнера в среднем стоит 70 тысяч рублей. — Ред.), либо остаются на уровне кустарей.

Сейчас ателье шьет костюмы к многосерийному фильму «Мата Хари»
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Юлии можно верить, достаточно перечислить фирмы, в которых она работала: «Панинтер» периода расцвета, когда эта компания была единственной альтернативой одежде с рынка, «Саваж» (прекрасные отечественные куртки) и «Мир детства», знаменитый коллекцией «Этти Детти» (взрыв креатива тогда был такой, что один комбинезончик автор этих строк хранит с 2007-го года).

Ушла из мира чистогана и пришла в мир исторического костюма Юлия как обычно: по семейным обстоятельствам. Муж увлекся реконструкцией и открыл военно-исторический клуб в Подмосковье. Тут же выяснилось, что у реконструкторов, одетых в гусарские ментики, белогвардейские фуражки и галифе времен Великой Отечественной, есть жены. И им жизнь не в жизнь без вуалеток, бархоток и платьев, как у Маньки Облигации...

Швейный цех
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

ИСТОРИИ ОТ АТЕЛЬЕ — 2

Если правильно, по старым выкройкам, сшить гусарский мундир, в нем невозможно горбиться: крой выворачивает плечи назад. Грудь получается — колесом.

На полках — штуки яркого довоенного ситца (нет сейчас таких расцветок, и не надейтесь), на вешалках — рваные ватники, которые клиенты нашли в деревне, в разрушенной избе, в сундуке, и принесли как образец стиля еще Октябрьской революции. На столе у закройщицы— муаровый хвост от платья. Бального, начала века.

— Реконструкторы тесно связаны с кино, — объясняет Юля, — потому что лучшей массовки для исторических костюмных фильмов не найти, это понятно. А режиссерам для таких фильмов постоянно нужны платья: «Мосфильма» на всех не хватает.

Машинка времени
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Ателье от этого — сплошная радость: каждый костюм актерам нужен в двойном или тройном экземпляре, особенно, если фильм с элементами детектива, и в процессе героя убивают.

Сейчас «Машинка времени» стачивает швы у платьев к многосерийному фильму «Мата Хари» про известную шпионку, в анамнезе у швей-винтажниц — костюмы к сериалу «Трепалов и Кошелек» (жизнь уголовного розыска времен гражданской войны), в планах — проект по древнему Риму.

Да, Юлька-модистка может сшить все. Чего не может, для того есть энциклопедии, музеи, картины, старинные фотографии… Есть даже учебники для портных 19-го века!

Но интереснее, признается модистка, шить не для профессионалов, а для людей, которые просто любят винтаж, хотят его носить. Ездят в такой одежде в метро, на работу и на балы.

В МИРЕ-ТО ВЕДЬ СНОВА НЕСПОКОЙНО

Я жадно хватаю платья с вешалки. Вот матроска: платье с синим воротником, стилизованным под морской гюйс: такие в начале века носили дети, потом дамы, а потом смелый элемент исчез совсем (но я знаю женщину, которая именно сейчас ищет его повсюду). Вот старорежимный, жестко заглаженный бантик: ну, не носят так сейчас… Винтажная особинка.

На столе — хвост бального платья
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

При этом, платья не вычурные: не длинные и не короткие, без пышного рукава и без декольте… Мягкие, умеренные линии.

И одновременно — отсыл к спорту: кофточки, больше похожие на форму для игры в теннис. Это же было так модно тогда: все сдавали нормы ГТО, все водили самолеты, спортсмены в белом парадами шли по Красной площади… Стоит посмотреть на фрески московского метрополитена, чтобы получить исчерпывающее представление о моде того времени.

— Я не видела людей, которым не идут платья военных и довоенных годов, — говорит Юля, — помогая мне застегнуть молнию. — 30-40-е садятся на любую фигуру. Современная мода — на худеньких, а эта — на женщин. При этом все довоенные платья без исключения можно носить и сегодня: если вы не наденете шляпку, перчатки и не возьмете в руки винтажную сумочку, никто ничего особенного не заметит, то есть не будет показывать пальцем… Ну, вот и готово.

Из зеркала на меня смотрит ожившие полотна Дейнеки, «Рабочий и колхозница» Мухиной и плакат «Не болтай» в одном флаконе.

ИСТОРИИ ОТ АТЕЛЬЕ — 3

Женщина полностью меняется от того, что у нее на голове. Стандартная ситуация: поле, жара, реконструкция; мужчины радостно фотографируются в мундирах, лазают по окопам и взрывают петарды, их жены в майках и шортах с ненавистью ждут, когда это все закончится.

Кладешь ей на голову шляпку...

Винтаж — это красиво
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

— Ой, — радостно, — что это? А где на себя можно посмотреть (только что мерить наряды отказывалась наотрез и в грубой форме. — Ред.)? А что, и платья есть?

И мухи, и жара забыты, и по-другому держит голову, и держит СЕБЯ: у всех в голове есть представление, как вели себя барышни даже середины двадцатого века, героини фильма «Покровские ворота» нам в помощь...

Кстати, точно также поведение женщины меняется, если снять с нее джинсы и надеть платье. Проверено.

Кто приходит в «Машинку времени»?

Этот образ нашего корреспондента получился юмористическим
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Творческие натуры. Реконструкторы, которым для коллекции нужен френч Сталина во всех исторических подробностях. Богема, которой дорого одеваться у раскрученных и модных модельеров, а в масс-маркете — не по чину: таким людям нужно отличаться от толпы… Есть одна няня, немолодая женщина, которая живет, не шикуя, но раз в два месяца шьет платья, потому что любит балы, и это ее отдушина в жизни.

Блошинки, ателье и бабушкины сундуки — выход для многих людей, вынужденных считать деньги, тем более — в кризис. Сшить платье в «Машинке времени» стоит от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей, то есть немногим больше, чем в московских магазинах...

И мода 40-х сейчас в тренде, потому что семьдесят лет Победе, и снова нормы ГТО, да и в мире-то неспокойно.

Моду, как говорит Юлия Черепнина, меняют войны. Так было в 1812-м, и в 1914-м, и в 17-м… Война — трендмейкер.

В 30-е наши бабушки носили шелк, воланы, скромную женственность. А с 39-го вдруг появились жесткие карманы-планки, расширились плечи, заузилась талия: женский костюм получил явные черты военной формы. Люди-то слышат и знают. Будущее видно.

… А потом эти платья, из 30-х, люди так и носили всю войну, потому что у них не было средств сшить другие (потому и говорят: мода 30-40-х). Где-то в Перл-Харборе девушки уже шили юбки солнце-клеш, а наши бабушки крест-накрест перевязывались пуховыми платками, потому что «Все для фронта, все для Победы»...

А до конца 50-х мы носили трофейную моду, вывезенную из Европы… Копировали эти невиданные европейские тряпочки, снимали с них выкройки. Нью-лук Диора с его пышными юбками цветком увидели немногие.

Потому что война — это надолго.

И помнят о ней долго. Вот даже и через семьдесят лет.

http://www.msk.kp.ru/daily/26385.7/3262861/?geoid=25

Обсудить у себя 7
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Цви Искос
Цви Искос
сейчас на сайте
Родился: 20 Октября
Читателей: 551 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
авиация айра анна роз антивирус антисемитизм армии арт археология архитектура биография благотворительность боди-арт видео вино вирус война вопрос воспитание всякое вулкан выборы выражения вышивка гаджеты география госование грамотность дата даты девушки деликатесы демография деньги детство диета дизайн домашние любимцы евреи еда животный мир жизнь заблуждения замок заставляет задуматься звери здоровье игил игра игрушка игрушки изобретение изобретения израиль иллюзия интервью интересное интернет искусство ислам истории история история философия казус камчатка кино китай книга компьютер коньяк корупция котики кофе кулинария культура курьезы легенда лето лисы литература люди мама марка маркетинг математика машины мебель медицина миграция мир природы митинг мнеие мнение мода мое монастырь мотоцикл мудрость музеи музей музыка мультфильм мысль народы наталия ярмольчук черновцы наука находчивость непал новости новость новый год образование общество оливье о любви оружие ответ отношение отношения памятник память парк пародия пауки песни пиво плакат плакаты планеты подделка поделки позитив полезности полемика политика полиция помогите почта поэзия предсказания природа притча птицы рабство размышления рассказ ребенок реклама религия репатриация ресторан ретинг рецепт рецепты розыгрыш романс россия русские русь сад сатира свадьба светская хроника свое селфи семья сказка скульптор скульптура слово сми совет советы спорт ссср ссылка сталин статья стихи театр телевидение теракт тест традиции трактовка транспорт туризм тюрьма уголки нашей планеты украина украшения учеба фарфор филателия фильм фильмы финансы флешмоб фото фразы хоби храм храмы художник художники цветы цитаты человек шоу бизнес экология экономика эксперимент экстрим эстер сегаль этикет юбилей юлия сегаль юмор языки
все 630 Мои друзья
Я в клубах
Поделюсь радостью - или новости Пользователь клуба
CSS | Design Пользователь клуба
Любители книг Пользователь клуба
цитаты? мысли? любовь? Пользователь клуба
css дизайны от naruto_kun Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Великие Философы Пользователь клуба
CSS и Html : Учимся вместе. Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Всё для блога и т.д. Пользователь клуба
Чердак Пользователь клуба
Психология для души © Пользователь клуба